4 марта начался William S. Paley Television Festival и продится до 18 марта. Каст СПН выступит 13 марта =) Три Джея, Миша и Эрик с Сэрой.
Очень жажду задать кому-нибудь из них вопрос про ангельский статус Кастиэля.
После 5.22 я поддался фанону и уверился, что Кастиэль стал архангелом. Потом здраво подумал, прикинул, что нигде и никто в каноне и в интервью Каса не называл архангелом, только ангелом, и решил от этого фанона отвернуться. Более того, он у меня даже начал вызывать аллергию. Мол, как же так, все сочли фанон непреложным фактом.
Вчера, опять наткнувшись в фике на упоминание Кастиэля как архангела, я вознамерился даже прокомментировать это, но предварительно решил почитать интернет... И теперь весь в сомнениях.
Кто такой архангел и чем он отличается от ангела?
В канонических книгах Библии архангелом назван только один — Михаил. Хотя согласно традициям церкви их несколько.
Согласно иудейскому апокрифу «Книга Еноха», архангелов семь: Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Сариил, Гавриил и Иерахмиил. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.
В Православной церкви почитаются восемь архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других. ©
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью степени благодати. ©
Ни слова о том, что архангел — это нечто особенное, отличное от ангела. Нет, это лишь более высокий ангельский чин.
Что мы имеем? Габриэль отсутствует, Михаил в клетке, Уриил мёртв, Рафаил в оппозиции — и Кастиэль в роли "шерифа". То есть он заменил пропавшее начальство, исполняет его обязанности. Он — и.о. архангела. Или всё же архангел? Он определённо знает и умеет больше рядового ангела, и количество благодати с лёгкой руки Бога у него увеличилось. Судя по двум воскрешениям, можно сказать, что он отмечен дланью Господа. Значит, фанон всё же недалёк от канона? Эх, спросить бы у Крипке или Гэмбл...
много текста-цитатСлово «архангел» (верховный ангел) встречается в греческом переводе Книги Даниила и дважды в Новом Завете (Иуд 9, где так именуется Михаил, и 1 Фес 4:16). Число архангелов колеблется от четырех – Михаил, Рафаил, Гавриил, Фануил (книга Еноха 40:9) – до семи – Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Саракаил (Сариил), Гавриил и Ремиил (Иеремиил) (книга Еноха 20). Только Михаил и Гавриил появляются в Ветхом и Новом Заветах. Число четыре, по-видимому, возникает раньше числа семь, т.к. только четыре архангела носят древнееврейские имена, а число семь могло быть заимствовано из поздних персидских источников. В Откр 8:2, 15:1 и 21:9 семь ангелов, стоящих пред Богом, – это несомненно семь архангелов. Иерархически упорядоченный сонм ангелов раннего иудаизма возглавляли эти семь верховных ангелов, допущенных в непосредственное присутствие Бога и составлявших его тайный совет. ©
АРХАНГЕЛ
[греч. ἀρχάγγελος - начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний ангельский чин. Слово «А.» в Свящ. Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впосл. это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христ. лит-рой. Кроме арх. Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще неск. А. Первое место среди них принадлежит арх. Михаилу (евр. - кто как Бог). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав. ) (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) арх. Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла.
Еще одно имя А. - Гавриил (евр. - муж Божий или сила Божия) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). А. с этим именем известен как служитель Божественных таин (Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя (Лк 1. 19) и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38).
Имена четырех А. упоминаются в неканонических книгах Свящ. Писания: Рафаил (евр. - исцеление Божие) (Тов 3. 16), Уриил (евр. - свет или огонь Божий) (3 Езд 4. 1), Салафиил (евр. - молитва к Богу) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (евр. - высота Божия) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (евр. - хвала Божия) и Варахиил (евр. - благословение Божие) - сохраняются в церковном Предании. Все эти А. совершают различные служения, особенности к-рых в основном отражены в их именах (Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria] // PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти А. приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.
Наименование А. используется нек-рыми отцами Церкви (Сyr. Hieros. Catech. II 4) для обозначения предводителя злых сил (см. в ст. «Сатана») - ср.: Еф 6. 12. ©
В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывает ап. Павел (Еф 1. 21; Кол 1. 16) и многие отцы и учители Церкви. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках». Ангельская иерархия состоит из 3 триад: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы (CH VI 2). <...>
Символичны и имена небесной иерархии. Они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду. Так, серафимы (евр. - горящие, пламенеющие) отличаются пламенной любовью к Богу и обладают светоносной силой, способной изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией. Херувимы (этимология неясна) являются таинственной колесницей Господа Саваофа, на к-рой, как неоднократно свидетельствует Свящ. Писание, Всевышний «восседает» (Пс 79. 2; 98. 1; 1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; Иез 1. 4-26), и исполняют Божественные повеления (напр., херувим был поставлен «охранять путь к дереву жизни» - Быт 3. 24). Престолы отличаются незыблемостью и неизменностью в восприятии Божественного света; они открывают себя для Божественных озарений. В гимнографии они называются «разумными престолами», на к-рых «почивает» Бог (стихира на Господи воззвах в праздник Рождества Богородицы). Господства всегда устремлены к «Господу господствующих»; они постоянны в своей свободе и не подвержены никаким тираническим влечениям. Наименование ангелов силами означает сообщенное им непреоборимое мужество, к-рое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы - носители образа Всесильного Бога, и им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, к-рая выражается не в господстве, а в любви. Имя входящих в низшую триаду ангелов - начала (начальства) - происходит от их обращенности к Безначальному Началу и их способности выражать Его в мировом строе начальствующих сил. Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия. Известны неск. личных имен архангелов: Михаил и Гавриил упоминаются в канонических библейских книгах; Рафаил, Уриил, Салафиил и Иеремиил - в книгах неканонических; Иегудиил и Варахиил хранятся в церковном предании. Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям (см. Ангел-хранитель).
В системе «Ареопагитик» все 3 триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов 3-й триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества - это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик». «Ветхозаветная ангелология, - замечает по этому поводу протопресв. Иоанн Мейендорф, - сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в Книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства... однако в системе Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии» (Мейендорф И.,прот. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 19852. С. 291).
В отличие от автора «Ареопагитик» нек-рые отцы и учители Церкви приводят др. порядки перечисления ангельской иерархии и даже др. имена ангельских чинов, хотя в большинстве случаев число ступеней небесной иерархии также равняется 9. В 8-й книге Апостольских постановлений (Апост. Постановл. С. 269, 274) содержится 2 перечня чинов духовного мира. Как в 1-м, так и во 2-м приводится последовательность небесной иерархии, отличная от той, к-рая дана в «Ареопагитиках». Кроме того, в 1-м описании наряду с уже известными 9 наименованиями встречается 10-е - «вечное воинство». По мнению толкователей, оно используется не в качестве наименования отдельной иерархической ступени, а как общее имя для многих (или для всех) чинов. Во 2-м варианте небесной иерархии Постановления опускают «господства» и вместо «вечного воинства» включают «веки» (греч. αἰῶνες - эоны) и «воинства» как раздельные имена. В 7-й гл. Постановлений порядок иерархических ступеней открывается воинством ангелов и умных духов (С. 231), за к-рыми перечислены уже известные имена.
Прежде чем приступить к описанию иерархических ступеней духовного мира, свт. Григорий Богослов указывает, что этот мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове» (Or. 28). Человеческий ум приходит в трепет, когда приступает к «небесным красотам» умной иерархии. Порядок, в к-ром святитель излагает ангельские иерархические ступени и даже нек-рые имена ангельских чинов, весьма своеобразен: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы (Ibidem). Последние 3 наименования, по-видимому, относятся к херувимам, серафимам и небесным силам. ©
АНГЕЛ
[греч. ἄγγελος - вестник], в Свящ. Писании употребляется в различных значениях. В узком смысле используется для названия сотворенных Богом личных духовных существ, одна часть к-рых служит Богу, возвещает людям Его волю и исполняет Его веления (см. Ангелология), а др.- отпав от Бога, превратилась в Его врагов (см. Диавол, Демонология). Словом «ангелы» называется также последний (девятый) чин небесной иерархии «Ареопагитик». В широком смысле это слово употребляется по отношению к различным посланникам (вестникам) Божиим. А. именуется в Лк 7. 27 Иоанн Креститель, о нем же, как считают, напр., блж. Иероним, св. Ириней (Adv. Haer. III 11. 4), Тертуллиан (Adv. Iud. 9; cf. Adv. Marcion. 4. 18), идет речь в Мал 3. 1; св. Климент Римский толкует Мал 3. 1-2 как обетование Второго пришествия Христа (Ep. I 23), св. Кирилл Иерусалимский понимает этот текст как относящийся к обоим пришествиям Господа Иисуса Христа (Catech. XV 2). А. (в рус. пер.- вестниками) именуются пророки (Агг 1. 13) и даже Сам Бог как «Вестник» Своей воли (Быт 31. 11-13). В греч. тексте НЗ А. (в рус. пер.- посланными) названы ученики Иоанна Предтечи (Лк 7. 24), апостолы (вестники - Лк 9. 52), Предстоятели Церквей (Откр 1. 20). ©
АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ
(ангел Божий) [греч. ἄγγελος κυρίου ( θεοῦ )], в Свящ. Писании словосочетание, обозначающее либо особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа. Существует также ряд примеров, когда слово «ангел» в этом словосочетании прямо (Агг 1. 13: «вестник Господень») или косвенно (1 Цар 29. 9; 2 Цар 14. 17-20; 19. 27: «царь, как Ангел Божий») относится к человеку.
Места в Свящ. Писании в зависимости от отношения А. Г. к Богу можно разделить на 3 группы. К первой из них относятся те библейские эпизоды, в к-рых А. Г. никак не соотносится с Богом (3 Цар 19. 5-7; 4 Цар 1. 3-15; 19. 35) и явно отличается от Него (Быт 24. 7; 2 Цар 24. 16; Зах 1. 9-17; Пс 33. 8; 34. 5-6). Вторую группу составляют повествования, связанные с исходом израильтян из Египта и их странствием по пустыне, в к-рых словосочетание «А. Г.» («Ангел Божий», «Ангел Мой») обозначает ангела, почти отождествляемого с Богом (ср.: Исх 23. 21, где Сам Бог говорит об этом ангеле: «Имя Мое в нем»; Исх 14. 19-31; 32. 34; 33. 2; Числ 20. 16; особ. Суд 2. 1-4). В эпизодах, относящихся к третьей группе, провести четкое различие между А. Г. и Богом уже практически невозможно. Два раза А. Г. является Агари и обещает произвести от ее сына Измаила великий народ; при этом из текста следует, что говорил с ней Сам Господь (Быт 16. 7-13; 21. 17-18). К Аврааму, готовому принести в жертву своего сына Исаака, А. Г. обращает следующие слова: «Не пожалел ты сына твоего, единственного твоего для Меня» (Быт 22. 11-18). Моисею в горящем кусте является А. Г., но говорит с ним Бог (Исх 3. 2-6). Подобное происходит и с Гедеоном (Суд 6. 12-18). Отец Самсона Маной говорит своей жене после явления им А. Г.: «Верно, мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд 13. 3-22). Особенно выделяется явление А. Г. во сне Иакову - здесь он прямо называет себя Богом (Быт 31. 11-13). ©
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Наименование относится к ангелам, к-рые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» (De fide orth. II 3). «Сии умы,- пишет свт. Григорий Богослов,- прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» (Or. 28). В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греч. и персид. царств (10. 13-21). Однако ангелы, как свидетельствует Свящ. Писание, управляли и др. царствами и народами. «И фараону ангелом, поставленным над египтянами,- читаем в «Ареопагитиках»,- и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего» (CH IX 4). Нек-рые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что А.-х. имеет каждая христ. Церковь. «Вас печалит,- обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви,- что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами - ангел - блюститель Церкви» (Ep. 230). Наконец, А.-х. может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Его (Господа.- М. И.) и избавляет их» (Пс 33. 8). А.-х. имели ветхозаветные праведники (Быт 48. 16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф 18. 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного» (Мф 18. 10). Вера в существование А.-х. в христ. Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения ап. Петра из темницы (Деян 12. 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что ап. Петр освобожден и стоит у двери дома, и полагали, что это был А.-х. апостола (Деян 12. 15).
А.-х. не оставляют верных Богу, «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 3) не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти,- пишет прп. Феодор Студит,- размышляй о самом разлучении души от тела,- разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Ep. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского, «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...» (Hom. div. 14). ©
4 марта начался William S. Paley Television Festival и продится до 18 марта. Каст СПН выступит 13 марта =) Три Джея, Миша и Эрик с Сэрой.
Очень жажду задать кому-нибудь из них вопрос про ангельский статус Кастиэля.
После 5.22 я поддался фанону и уверился, что Кастиэль стал архангелом. Потом здраво подумал, прикинул, что нигде и никто в каноне и в интервью Каса не называл архангелом, только ангелом, и решил от этого фанона отвернуться. Более того, он у меня даже начал вызывать аллергию. Мол, как же так, все сочли фанон непреложным фактом.
Вчера, опять наткнувшись в фике на упоминание Кастиэля как архангела, я вознамерился даже прокомментировать это, но предварительно решил почитать интернет... И теперь весь в сомнениях.
Кто такой архангел и чем он отличается от ангела?
В канонических книгах Библии архангелом назван только один — Михаил. Хотя согласно традициям церкви их несколько.
Согласно иудейскому апокрифу «Книга Еноха», архангелов семь: Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Сариил, Гавриил и Иерахмиил. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.
В Православной церкви почитаются восемь архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других. ©
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью степени благодати. ©
Ни слова о том, что архангел — это нечто особенное, отличное от ангела. Нет, это лишь более высокий ангельский чин.
Что мы имеем? Габриэль отсутствует, Михаил в клетке, Уриил мёртв, Рафаил в оппозиции — и Кастиэль в роли "шерифа". То есть он заменил пропавшее начальство, исполняет его обязанности. Он — и.о. архангела. Или всё же архангел? Он определённо знает и умеет больше рядового ангела, и количество благодати с лёгкой руки Бога у него увеличилось. Судя по двум воскрешениям, можно сказать, что он отмечен дланью Господа. Значит, фанон всё же недалёк от канона? Эх, спросить бы у Крипке или Гэмбл...
много текста-цитат
Очень жажду задать кому-нибудь из них вопрос про ангельский статус Кастиэля.
После 5.22 я поддался фанону и уверился, что Кастиэль стал архангелом. Потом здраво подумал, прикинул, что нигде и никто в каноне и в интервью Каса не называл архангелом, только ангелом, и решил от этого фанона отвернуться. Более того, он у меня даже начал вызывать аллергию. Мол, как же так, все сочли фанон непреложным фактом.
Вчера, опять наткнувшись в фике на упоминание Кастиэля как архангела, я вознамерился даже прокомментировать это, но предварительно решил почитать интернет... И теперь весь в сомнениях.
Кто такой архангел и чем он отличается от ангела?
В канонических книгах Библии архангелом назван только один — Михаил. Хотя согласно традициям церкви их несколько.
Согласно иудейскому апокрифу «Книга Еноха», архангелов семь: Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Сариил, Гавриил и Иерахмиил. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.
В Православной церкви почитаются восемь архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других. ©
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью степени благодати. ©
Ни слова о том, что архангел — это нечто особенное, отличное от ангела. Нет, это лишь более высокий ангельский чин.
Что мы имеем? Габриэль отсутствует, Михаил в клетке, Уриил мёртв, Рафаил в оппозиции — и Кастиэль в роли "шерифа". То есть он заменил пропавшее начальство, исполняет его обязанности. Он — и.о. архангела. Или всё же архангел? Он определённо знает и умеет больше рядового ангела, и количество благодати с лёгкой руки Бога у него увеличилось. Судя по двум воскрешениям, можно сказать, что он отмечен дланью Господа. Значит, фанон всё же недалёк от канона? Эх, спросить бы у Крипке или Гэмбл...
много текста-цитат